Ростовская областная организация зарождалась профсоюзными организациями предприятий в годы, когда в России бурно развивалось самолётостроение, ударными стройками появлялись авиационные предприятия, когда создавалась и пестовалась авиационная промышленность России.
Одним из первенцев таких предприятий в городе Таганроге в 1934 году было организовано Центральное конструкторское бюро морского самолётостроения (ЦКБ МС), которое возглавил главный конструктор Георгий Михайлович Бериев. Ныне это Таганрогский авиационный научно-технический комплекс им. Г.М. Бериева.
Созданные в предвоенные годы морской ближний разведчик МБР-2, корабельные гидросамолёты КОР-1 (Бе-2) и КОР-2 (Бе-4)находились на вооружении ВМФ и успешно применялись в Великой Отечественной Войне.
Начавшаяся Великая Отечественная Война потребовала от всех людей дополнительных усилий по укреплению обороноспособности страны. Тысячи членов профсоюза авиационного комплекса перешли на круглосуточную работу, сотни рабочих ушли на фронт.
Война оставила глубокий и тяжёлый след в Таганроге. После отступления фашистов из города от промышленных предприятий остались одни развалины.
В послевоенный период завод начал активную работу по созданию новых морских самолётов. Одновременно с этим трудовой коллектив и члены профсоюза, в частности, восстанавливали предприятие и вели налаживание социальной и бытовой жизни коллектива.
В эти трудные годы, с 1947 по 1951 год, профсоюзную организацию возглавлял председатель завкома Севастьянов Владимир Иванович. Трудности быта, изнурительного голода и холода стали пробным камнем, на котором профсоюз испытывал свои силы и волю.
Постепенно жизнь налаживалась, и в повестку дня входили новые проблемы: строительство жилья, детских садов, возведение пионерского лагеря и базы отдыха на Чёрном море, строительство базы отдыха на Миусском лимане.
Много сил и внимания отдавали этим вопросам заводские профсоюзные лидеры: председатель завкома Зинченко Иван Илларионович — с 1951 по 1954 год, за свой труд награждён медалью «За трудовую доблесть в ВОВ»; председатель завкома Вирковский Владимир Васильевич — с 1954 по 1963 год; Сердюков Генрих Андреевич — с 1963 по 1965 год.
В 60-е годы для охраны морских рубежей были созданы всемирно известные гидросамолёты: летающая лодка Бе-6, реактивный гидросамолёт Бе-10 и самый большой, по тому времени, самолёт-амфибия Бе-12. Эти самолёты длительное время находились на вооружении, имели высокие лётно-технические характеристики, подтверждённые десятками мировых рекордов.
В эти же годы ведётся активная социальная политика, строится жильё, с непосредственным участием профсоюзной организации улучшаются производственные и санитарно-гигиенические условия производства. И в этом не малая заслуга профсоюзного комитета, который возглавляли председатели профкома предприятия Шильченко Юрий Владимирович — с 1968 по 1976 год, Триль Анатолий Семёнович — с 1976 по 1979 год и Папков Валентин Фёдорович — с 1979 по 1989 год.
ОАО ТАНТК им. Г.М. Бериева, вошла в авиастроительную корпорацию «Иркут». Коллектив предприятия уверенно смотрел в будущее и не только опираясь на уникальный по своим характеристикам самолёт-амфибию Бе-200, который заказан для МЧС России и которым заинтересовались в США, в других странах Мира, но и другими разработками и проектами.
В настоящее время серийное производство самолёта-амфибии Бе-200 осваивается на ОАО ТАНТК им. Г.М. Бериева.
В Комсомольском-на-Амуре авиационном производственном объединении выпускается самолёт-амфибия Бе-103, предназначенный для перевозки 6 пассажиров.
Находится в стадии разработки многоцелевой самолёт-амфибия Бе-112.
На ТАНТК им. Г.М. Бериева разрабатываются проекты будущих самолётов-амфибий со взлётной массой, превышающей 1000 тонн.
Такие летательные аппараты смогут доставить грузы и пассажиров на большие расстояния на высотах и скоростях, свойственных самолётам, используя при этом инфраструктуру морских портов.
Решение всех этих и будущих проектов связано с человеком труда — умственного и физического.
Для достижения этих целей необходимы нормальные условия труда, заработная плата и хороший социально-психологический климат в коллективе — эти задачи на данном этапе решает профсоюзная организация комплекса вместе с председателем профкома ППО Бондарь Олегом Валентиновичем.
Предприятием, имеющим особую роль в авиационной промышленности, не только Ростовского региона, но и России, является организованный 1 июля 1939 года Постановлением Правительства СССР, завод №168 на базе переведённого из Рязани завода с передачей его из Наркомата лесной промышленности в Наркомат авиационной промышленности. Ныне это Ростовский вертолётный производственный комплекс ОАО «Роствертол».
Одновременно с организацией завода, налаживанием производства по выпуску самолётов УТ-2М и ПО-2,создавалась профсоюзная организация, которую возглавил первый председатель завкома Панфилов Павел Владимирович — с 1939 по 1942 год.
Военные годы не обошли предприятие стороной. Были перемещения в Баку, затем в Москву. А в 1944 году возвращение в город Ростов-на-Дону.
В эти годы основной деятельностью коллектива и профсоюзной организации было налаживание и выпуск самолётов для нужд фронта, восстановление предприятия, строительство детских дошкольных учреждений.
Немалая заслуга принадлежит председателю профсоюзного комитета Скобаневу Николаю Демьяновичу. Он, понимая задачи, которые ставил руководитель предприятия герой социалистического труда Чумаченко Дмитрий Михайлович (пришёл на завод в январе 1955 года и бессменно руководил 25 лет), широко организовал социалистическое соревнование на предприятии, санаторно-курортный отдых, туризм, проводились культурно-массовые и спортивные мероприятия.
Так создавались условия творчества и подъёма активности трудового коллектива, что в 1956 году способствовало перестройке производства на выпуск вертолётов. Первенцем отечественного серийного вертолётостроения стал вертолёт МИ-1, а в 1959 году в Ростовское небо был поднят первый серийный тяжёлый транспортно-десантный вертолёт МИ-6.
Вместе с развитием и наращиванием производственной мощи предприятия, росла и крепла профсоюзная организация «Роствертол». В эти годы председателем профкома был Филин Николай Сергеевич — с 1963 по 1969 год.
Профсоюзный комитет уделяет постоянное внимание медицинскому обслуживанию работников — в 1964 году проводится реконструкция медико-санитарной части.
На Черноморском побережье Кавказа в посёлке Небуг г. Туапсе в пионерском лагере «Зорька» впервые были оздоровлены дети работников предприятия.
В 1973 году началось производство транспортно-боевого вертолёта МИ-24Д, а в 1977 году завод освоил транспортно-десантный вертолёт МИ-26, который по своей грузоподъёмности и другим важнейшим лётно-техническим характеристикам не имеет себе равных в Мире.
В эти годы профсоюзную организацию возглавляет Сальников Олег Владимирович. При Сальникове О.В. впервые на предприятии был заключён Коллективный договор, что в последствии для предприятия стало нормой.
Продолжало развиваться строительство детских дошкольных учреждений.
Профкомом проводилась работа по повышению квалификации персонала, экономии металлов, электроэнергии, топлива.
В 1976 году был сдан в эксплуатацию Дворец культуры «Роствертол», а на Черноморском побережье в посёлке Небуг был организован молодёжный лагерь.
В 1980 году завод возглавил Нагибин Михаил Васильевич и с этого года завод начал подготовку к серийному выпуску боевого вертолёта нового поколения МИ-28.
Председателем профсоюзной организации был Слюсарь Борис Николаевич (с 1979 по 1982 год) — яркий, энергичный профсоюзный лидер. Под его руководством работа профсоюзной организации была направлена на развитие социально-бытового обеспечения работников предприятия.
В эти годы в профсоюзном комитете был большой выбор льготных путёвок на санаторно-курортное лечение, дома отдыха, выделялись земельные участки под сады и огороды, строилось жильё для работников предприятия, работали два детских лагеря. Были построены внутрикорпусные (цеховые) кафе, развивалась социальная сфера, торговая сеть на предприятии и подсобное хозяйство.
Сложившаяся школа формирования профсоюзного актива на предприятии в последствии дала коллективу «Роствертол» таких профсоюзных лидеров, как:
— Конкин Александр Иванович — с 1982 по 1989 год;
— Жарук Николай Михайлович — с 1989 по 1993 год;
— Рябоконов Геннадий Викторович — с 1993 по 2002 год.
На период, который возглавляли профком эти председатели, коллективу выпали испытания и трудности «перестройки» и становления рыночных отношений.
В 1992 году состоялась конференция трудового коллектива и было принято решение о приватизации РВПО «Роствертол».
Профсоюзный комитет принимал энергичные меры для отстаивания интересов трудового коллектива, сохранения за работниками контрольного пакета акций.
В период общего спада производства профсоюзный комитет совместно с администрацией искал пути выхода из критической ситуации, сохранения производственного потенциала, социальной сферы, своевременности выплаты зарплаты и её повышения.
Сегодня ОАО «Роствертол», руководимое Слюсарем Борисом Николаевичем — стабильное предприятие с высококвалифицированными кадрами, освоившего и поднявшего в воздух первый серийный вертолёт МИ-28 — ударный ночной фронтовой штурмовик, равных которому в Мире нет.
Сегодня на ОАО Роствертол освоено серийное производство данного вертолёта.
В этом успехе предприятия есть и частичка профсоюзного вклада профсоюзной организации ОАО «Роствертол», руководимой в то время председателем профкома Гетманским Дмитрием Васильевичем.
В данное время, продолжая славные традиции профсоюзной организации ОАО «Роствертол» и дальнейшее развитие социального партнёрства на предприятии, первичную профсоюзную организацию возглавляет Токаренко Сергей Иванович.
Первичная профсоюзная организация «БКМПО» объединяет 14 цеховых профсоюзных организаций предприятия ЗАО «Алкоа Металлург Рус» в городе Белая Калитва, принадлежащего транснациональной компании «Алкоа».
Первичная профсоюзная организация ведет целенаправленную и эффективную работу по следующим направлениям:
— Заключение коллективного договора (ежегодно) и контроль по его выполнению.
— Вопрос заработной платы. Ежегодно на предприятии происходит повышение заработной платы и два раза в год производится индексация на % инфляции по региону.
Это достижение является совместным решением в рамках социального партнерства администрации компании «Алкоа Металлург Рус» и профсоюзного комитета.
— Компания «Алкоа Металлург Рус» и профсоюзный комитет придают первостепенное значение охране труда, здоровья и экологии. Все работники предприятия 100% обеспечены СИЗ и неукоснительно применяют их при выполнении работ.
Цель компании и профсоюзного комитета — работать без травм.
Тому пример: уже по состоянию на 11.06.2008 года Кузнечно-прессовое производство достигло рубежа – 1000 дней работы без травм.
— Совместное финансирование компанией и профсоюзным комитетом позволяет укрепить здоровье в детских лагерях и пансионатах по путевке. В результате этого — путевка в ДОЛ и профилакторий стали бесплатными.
— Горячее и добротное питание работников – это залог здоровья и производственных успехов в производстве. Горячим питанием обеспечивается по желанию каждый работник предприятия. Представляется надбавка на горячее питание, а за качеством питания осуществляется постоянный контроль комиссией профкома.
— Компания и профсоюзный комитет постоянно ведут работу с созданным на предприятии Советом Союза молодежи. Из года в год в деятельности молодежного движения на предприятии все больше участвует молодых людей.
Профком Белокалитвинского металлургического завода ЗАО «Алкоа Металлург Рус» 14 декабря 2012 года отметил юбилей — 55 лет первичной профсоюзной организации. В связи с этим проведены ряд конкурсов в честь юбилея: среди цеховых комитетов «На лучшую цеховую организацию», среди председателей цеховых комитетов «Навстречу юбилею».
Апофеозом праздничных мероприятий стало торжественное собрание. Красиво украшенный зал Дворца культуры вечером 14 декабря 2012 года встречал своих ветеранов и ныне работающих членов профсоюза. Радость встречи коллег и друзей была всеобъемлющей и искренней. Поздравления от региональных коллег и Центрального комитета профсоюза были особенно приятными и подчеркнули значимость профсоюзной организации.
В адрес первичной профсоюзной организации Белокалитвинского металлургического завода ЗАО «АМР» пришли поздравительные адреса от Президента компании Алкоа Россия Максима Юрьевича Смирнова, Генерального директора Самарского металлургического завода Михаила Григорьевича Спичака, Председателя Профсоюза трудящихся авиационной промышленности Николая Кирилловича Соловьёва, Председателя Ростовской областной организации ПРОФАВИА Виктора Васильевича Овчинникова.
Как много вместили в себя эти юбилейные годы! И всегда Профсоюз подставлял своё надёжное плечо человеку труда.
Необходимо отметить, что ранее крупные предприятия авиационной промышленности своими профсоюзными организациями непосредственно выходили на ЦК профсоюза. Поэтому для повышения эффективности работы профсоюзных организаций и координации их деятельности в регионе по инициативе Центрального комитета профсоюза было принято решение о создании Ростовской областной профсоюзной организации трудящихся авиационной и оборонной промышленности. В то время был создан организационный комитет по созданию территориальной профсоюзной организации работников авиационной и оборонной промышленности. В который вошли — Кравченко Александр Трофимович, Майский В. — председатель профкома Ростовского часового завода и Филин Николай Сергеевич – председатель профкома Ростовского вертолётного завода.
В течение ряда месяцев на всех предприятиях авиационной и оборонной промышленности Ростовской области, а именно Ростовский вертолётный завод, Часовой завод, РКБ ЭМП, филиал МВЗ №2 им. Миля, завод «Рубин», Таганрогские машиностроительные заводы им. Димитрова и им. Г.М. Бериева, Азовский оптико-механический завод и Белокалитвинский металлургический завод, проводилась большая организационная работа по созданию областной профсоюзной организации на цеховых профсоюзных собраниях и профсоюзных конференциях предприятий.
1 августа 1966 года в конференц-зале Облсовпрофа состоялась Областная выборная профсоюзная конференция работников авиационной и оборонной промышленности, на которой был избран Областной комитет профсоюза и его президиум, избраны делегаты на съезд профсоюза работников авиационной и оборонной промышленности.
Председателем Обкома профсоюза был избран Кравченко Александр Трофимович, а секретарём – Скогарев Юрий Дмитриевич.
В штат Обкома профсоюза были приняты: Павленко Анна Григорьевна (бухгалтер) и Шамраенко Алексей (доверенный врач), управделами и инструктор по социальному страхованию. Техническими инспекторами труда ЦК профсоюза в Ростовской области работали Есельсон Борис Григорьевич и Дрыгин Ю.
Начались профсоюзные будни для Обкома.
Обком профсоюза регулярно проводил выездные заседания Президиума по различным вопросам: организация соцсоревнование, снижение заболеваемости и травматизма, соблюдение законодательства о труде, подготовка предприятий к зиме и многое другое.
Сегодня по разному можно оценивать работу профсоюзов в прошлом, критиковать их за формализм и заорганизованность.
Но в тех условиях небывалых темпов развития экономики рабочее подвижничество способствовало трудовому воспитанию, повышению производительности труда, развитию творческой инициативы и изобретательства.
С целью снижения заболеваемости на предприятиях уделялось большое внимание медицинскому обслуживанию трудящихся: на БКМЗ – санаторий-профилакторий и больница, на заводе Димитрова – противотуберкулёзный диспансер. На ряде предприятий (Вертолётный и Часовой заводы, БКМЗ) по инициативе Обкома профсоюза в течение пяти лет в каждом производственном корпусе были построены комфортабельные кафе-столовые.
А с целью оздоровления трудящихся, детей и членов их семей – начато строительство баз отдыха и пионерских лагерей (у завода Димитрова – база на Чёрном море «Радуга», у вертолётного завода – «Зорька», у машиностроительного завода – «Алые паруса», у БКМЗ – база отдыха в г. Судак в Крыму).
В 1970 году по решению ВЦСПС в состав Областного комитета вошла профсоюзная организация Каменского химического комбината «Россия».
В 1973 году на Областной профсоюзной конференции был избран новый председатель – Сахаров Виктор Ильич. С его приходом обновился и состав аппарата Обкома профсоюза – были приняты Гвоздовская В.Я., Сысоев Н.И., Погуляева Л.М. и доверенный врач Воронков В.Н.
Все молодые сотрудники Обкома за время работы в Обкоме профсоюза получили высшее экономическое образование.
В 70-х годах Профсоюз большое внимание уделял хозяйственным вопросам, активно участвовал в организации производства. В аппарате Обкома были созданы новые отделы – производственный и социального страхования. В 1974 году инструктором по социальному страхованию пришла на работу Трофименко В.Ф.
В 1977 году по инициативе ВЦСПС было принято решение о разукреплении Центрального комитета профсоюза. Таким образом, Областной комитет профсоюза стал обслуживать только предприятия авиационной промышленности.
В 1978 году секретарь Обкома профсоюза Скогарев Ю.Д. перешел на работу на Часовой завод и секретарем был избран Гайсюк Николай Трифонович. В этот период работы Областной комитет профсоюза, профсоюзные комитеты предприятий очень много внимания уделяли вопросам охраны труда, обеспечения работающих санитарно-бытовыми помещениями, специальной одеждой и обувью, индивидуальными средствами защиты.
Опыт работы БКМЗ по предупреждению травматизма был одобрен ВЦСПС и демонстрировался на ВДНХ СССР, где система трехступенчатой организации и контроля по охране труда на производстве была отмечена серебряной медалью, а бытовые помещения лопастного производства вертолётного завода были признаны лучшими в стране.
В 1984 году после перехода председателя Обкома профсоюза Сахарова В.И. на работу на вертолётный завод был избран новый председатель Обкома – Гайсюк Николай Трифонович, а секретарем стал Милев Игорь Антониевич.
Вторая половина 80-х годов и начало 90-х годов прошли под знаком перестройки, демократизации и гласности.
Профсоюз активно включился в процесс реформирования. Вошли в практику выборы хозяйственных и профсоюзных руководителей трудовыми коллективами на альтернативной основе.
Много внимания уделялось развитию внутрипрофсоюзной демократии, совершенствованию структуры профсоюзов. Трудно шли перестроечные процессы. На первое место в работе Обкома выдвинулись такие вопросы деятельности, как уровень зарплаты, своевременность её выплаты, занятость, безработица, социальное партнёрство, заключение коллективных договоров.
С 01 февраля 2001 года Гайсюк Николай Трифонович оставил пост председателя Обкома профсоюза по состоянию здоровья.
На внеочередной профсоюзной конференции Обкома профсоюза 17 мая 2001 года председателем областного комитета профсоюза трудящихся авиационной промышленности был избран Овчинников Виктор Васильевич – председатель ППО ОАО «Ростовский часовой завод», который возглавляет областную профсоюзную организацию и по настоящее время.
В 2011 году произошло объединение путём присоединения ОАО «ТАВИА» к «ТАНТК им. Г.М. Бериева» целью, которого стала постановка на серийное производство амфибии БЕ-200 в городе Таганроге.
В 2012 году на профсоюзное обслуживание Обкома профсоюза поставлена первичная профсоюзная организация предприятия ЗАО «Алунекст».
В состав областной организации на данный момент входят первичные профсоюзные организации предприятий – ОАО Роствертол, ОАО «ТАНТК им. Г.М. Бериева», ЗАО «Алкоа Металлург Рус», ОАО «НТП «Авиатест», ОАО «РЧЗ», ЗАО «Алунекст» и два учебных заведения – Белокалитвинский политехнический техникум и Таганрогский авиационный колледж.
На данном этапе перед областной организацией профсоюза стоят задачи по дальнейшему развитию социального партнёрства, заключению коллективных договоров на уровне положений Федерального Отраслевого Соглашения, обеспечение условий труда на предприятиях на основе аттестации рабочих мест, достижения достойной оплаты труда и закрепления льготных гарантий в области социально-трудовых отношений.
Индикатором нормально развивающегося социального партнёрства в областной организации профсоюза стало участие в конкурсе «Лучшая организация по работе в системе социального партнерства» проводимого Профавиа, Союзмашем России и департаментом авиационной промышленности.
От областной организации участвовала в конкурсе первичная профсоюзная организация ОАО «Роствертол».
Постановлением Президиума ЦК Профсоюза от 17 октября 2012 года в категории «Промышленные предприятия» с численностью свыше 3000 человек — за высокие достижения в социальном развитии коллектива в 2011 году присуждено первое место с вручением Диплома I степени Департамента авиационной промышленности Ростовскому вертолётному производственному комплексу ОАО «РОСТВЕРТОЛ».
Добиваться увеличения заработной платы является основным мотивационным направлением деятельности в областной организации профсоюза.
В Ростовской областной организации удалось обеспечить минимальную зарплату выше прожиточного минимума трудоспособного населения в регионе на двух предприятиях – «Роствертол» и «Алкоа Металлург Рус».
Во всех коллективных договорах предприятий Ростовской областной организации профсоюза включены разделы – «Социальные льготы и гарантии».
Реализацию молодежной концепции, принятой в Профсоюзе, в Ростовской областной организации Профсоюза осуществляет Молодежный Совет Областного Комитета.
Среди молодёжи членов профсоюза более 5000 человек, что в процентном соотношении составляет 83,4% от общего числа молодых работников, при этом наблюдается динамика роста.
На предприятиях области работают молодежные Советы и в коллективные договора введены разделы «Работа с молодежью».
Молодёжные Советы на предприятиях принимают участие в формировании данного раздела, внося предложения по социальной защищённости молодых работников через коллективный договор.
Члены молодежного Совета областной организации представляют интересы наших молодых рабочих и учащихся в молодежном Совете Федерации Профсоюзов Ростовской Области и молодежном Совете Центрального Комитета Профавиа.
Председатель молодежного Совета Пугаев Сергей Викторович входит в состав Обкома профсоюза, и является Заместителем Председателя областного комитета на общественных началах.
Говоря о делах сегодняшних, мы смотрим в завтра.
Контрасты экономической и социальной жизни народа отражаются на судьбе и деятельности Профсоюза.
Меняются подходы, стратегия и тактика профсоюзной борьбы за интересы человека труда.
Мы не открещиваемся и не отмежёвываемся от прошлого и рассматриваем своё вступление в 80-летие Профсоюза ПРОФАВИА в 2014 году, как важное событие, позволяющее взглянуть на пройденный Профсоюзом путь. Воздать должное профсоюзным работникам и активистам, подумать о будущем нашего Профсоюза, о том, каким мы хотим его видеть и что для этого необходимо сделать.
В новых условиях нужны более активные, наступательные, самостоятельные действия, позволяющие решать любые социальные вопросы, которые находятся в сфере деятельности трудовых коллективов. Вполне очевидно, что работать в таком профсоюзе смогут люди нового мышления, новой психологии. Такие люди уже есть у руководства нашего Профсоюза.
Ростовская областная организация Профсоюза делает всё, чтобы не на словах, а на деле служить идеалам прогресса и социальной справедливости во имя человека труда.
Кравченко Александр Трофимович, 1912 года рождения г.Красный Сулин Ростовской области — 1-й председатель Обкома профсоюза с 26.09.1966 по 17.11.1973 год
Сахаров Виктор Ильич, 1932 года рождения г.Таганрог Ростовской области — 2-й председатель Обкома профсоюза с февраля 1973 по март 1984 года.
Выездное заседание президиума Обкома профсоюза авиапрома в г.Таганроге в 1981 году по вопросу дисциплины труда — заседание проводит председатель Обкома профсоюза Сахаров Виктор Ильич
Делегация Ростовской областной организации на съезде профсоюза авиапрома (в период с 1978 по 1982 годы)
Гайсюк Николай Трифонович, 1942 года рождения г. Шахты Ростовской области — 3-й председатель Обкома профсоюза с марта 1984 по 31.01.2001 годы. С февраля 1978 по март 1984 года — секретарь Обкома профсоюза.
Овчинников Виктор Васильевич — председатель Обкома профсоюза Ростовской областной организации ПРОФАВИА с 17.05.2001 года по настоящее время.